Эль Дорадо

Словарь туристических терминов

Аббревиатуры

На авиабилетах:
  • MR/MRS — mister/mistress — взрослый/ая пассажир/ка с оплаченным отдельным местом в самолете, питанием и багажом;
  • CHD — child — ребенок до 12 лет с оплаченным отдельным местом в самолете, питанием и багажом;
  • INF — infant — ребенок до 2-х лет БЕЗ места в самолете, БЕЗ питания и БЕЗ багажа;
  • OW — one way — билет в одну сторону;
  • Y или N — перелет экономическим классом;
  • C или B — перелет бизнес-классом;
  • F — перелет первым классом;
  • SVO — аэропорт Шереметьево (Москва); VKO — аэропорт Внуково (Москва), DME — Домодедово (Москва), ZIA — Жуковский (Москва). Аббревиатуры других аэропортов можно узнать на сайте World Airport Codes.
В отеле:
  • HV, HV-1, HV-2 (в названии отеля) — holiday village — отель, состоящий из коттеджей или вилл, разбросанных по территории. HV-1 соответствует звездности отеля 4-5*, HV-2 — звездности 3-4*;
  • Apts, Ap. Htl. (в названии отеля) — апарт-отель, отель с апартаментами: в номерах есть кухня и кухонные принадлежности, иногда стиральная машина.
  • WiFi — Wireless Fidelity — беспроводной доступ в Интернет;
  • LAN — Local Area Network — доступ в Интернет через локальную сеть;
  • АОН (на телефонном аппарате) — автоматический определитель номера;
  • IDE-телефон (преимущественно в отелях Таиланда), тж. IDB-телефон — телефонный аппарат с АОНом и цифровым автоответчиком;
  • IDD-телефон — International Direct Dialling — телефон с возможностью прямого набора международного номера (а не через оператора на ресепшен отеля);
  • LCD (обычно о телевизоре) — Liquid Crystal Display — плоский жидкокристаллический экран, также плазменная панель.
Размещение:
  • DBL (2 ВЗР) — double — стандартный двухместный номер для размещения двух взрослых;
  • SGL (1 ВЗР) — single — стандартный одноместный номер для размещения одного взрослого;
  • EXB — extra bed — дополнительное спальное место. В стандартном номере предоставляется только ОДНА доп. кровать;
  • DBL+EXB (3 ВЗР) — double plus extra bed — стоимость стандартного двухместного номера для размещения трех взрослых (один взрослый размещается на доп. кровати);
  • SGL+CHD (1 ВЗР + 1 РЕБ) — single plus child — стандартный двухместный номер для размещения 1 взрослого и 1 ребенка;
  • SGL+2CHD (1 ВЗР + 2 РЕБ) — стандартный двухместный номер для размещения одного взрослого и двух детей (один из детей размещается на доп. кровати);
  • DBL+CHD (2 ВЗР + 1 РЕБ) — стандартный двухместный номер для размещения 2 взрослых и 1 ребенка (ребенок размещается на доп. кровати);
  • DBL+2CHD (2 ВЗР + 2 РЕБ) — стандартный двухместный номер для размещения 2 взрослых и 2 детей (дети размещаются на дополнительной кровати).
  • DUS — double use single — двухместный номер для одноместного использования.
  • ROH — run of the house — номер без конкретизации его типа и (или) расположения (вида из окна и т.п.), т.е. по выбору отеля.
Пансион:
  • RO — room only — размещение без питания;
  • BB — bed & breakfast — только завтрак;
  • HB — half board — полупансион: завтрак и ужин (шведский стол), бесплатно чай, кофе, вода на завтрак;
  • HB+ — half board plus — полупансион: завтрак и ужин (шведский стол), плюс алкогольные и безалкогольные напитки местного производства во время приёма пищи;
  • FB — full board — полный пансион: завтрак, обед и ужин (шведский стол);
  • FB+ (EFB) — full board plus (extra full board) — полный пансион: завтрак, обед и ужин (шведский стол), плюс напитки (в ряде отелей пиво и вино) во время приема пищи;
  • AI — all inclusive — «все включено»: полный пансион, алкогольные и безалкогольные напитки местного производства;
  • UAI (Ultra All inclusive) = SAI (Superior All inclusive) = SAIVIPS (Superior All Inclusive VIP Service) = NWI (New Wave Inclusive) = MAI (Mega All Inclusive) = AEAI (All exclusive All inclusive) = DLAI (Deluxe All Inclusive) = MSAI (Maximum System All Inclusive) = VIPAI (VIP CLASS All inclusive) — All inclusive плюс импортные спиртные напитки и дополнительные услуги на усмотрение администрации;
  • HCAI — High class all Inclusive — все бесплатно, кроме магазинов, телефона, врача, парикмахерской, некоторых водных видов спорта и подводного плавания;
Валюта:
RUB — российский рубльDOP – доминиканский песоMXN – мексиканский песо
USD ($) — доллар СШАEGP – египетский фунтAED – дирхам ОАЭ
EUR (€) — евроILS – израильский новый шекельSCR – сейшельская рупия
BYN – белорусский рубльIDR – индонезийская рупияTHB – тайский бат
BGN – болгарский левCNY – китайский юаньTRY – турецкая лира
BRL – бразильский реалCUP – кубинский песоCZK – чешская крона
HUF – венгерский форинтMUR – маврикийская рупияLKR – шри-ланкийская рупия
GEL – грузинский лариMVR – мальдивская руфия 

Перелет

  • No show — неявка пассажира на рейс (или гостя в отель) без предупреждения. Обычно влечет штрафные санкции — например, аннуляцию обратного билета в случае неявки на рейс к месту отдыха или аннуляцию всех последующих авиабилетов в случае неявки на первый сегмент перелета с пересадкой. Если гость не явился в отель в день заезда без предупреждения, очень часто аннулируется бронь номера и оплата не возвращается.
  • Стоповер — stopover — пересадка в транзитном пункте продолжительностью более 24 часов.
  • Lost & Found/Lost Property (бюро находок) — стойка в аэропорту, куда следует обратиться, если ваш багаж не прибыл в место назначения, а также если вы потеряли что-то в аэропорту. Если вы забыли что-то на борту самолета, необходимо обращаться в авиакомпанию.

Страхование

  • страховая сумма — сумма покрытия медицинских расходов в случае наступления страхового случая для одного туриста. Страховая сумма обычно зависит от страны и указана на бланке страховки. Медицинская страховка входит в полный пакет тура, дополнительная оплата не требуется.
  • страховая премия — взнос за заключение дополнительной страховки, например: страховки от невылета, VIP-страховки. Размер взноса зависит от величины страховой суммы.
  • страховка от невылета — страхование расходов, связанных с отменой поездки за границу. Страховые случаи и необходимые для возмещения расходов документы перечислены в разделе «Страхование» по каждой стране. По некоторым странам, особенно странам Евросоюза, страховка от невылета является обязательной (при покупке полного пакета) и отмене не подлежит. Ее стоимость не включена в стоимость пакета и оплачивается отдельно.
  • безусловная франшиза — установленная сумма минимальных расходов, которая вычитается из страхового возмещения во всех случаях.
  • условная франшиза — если размер ущерба (понесенных расходов) не превышает данную сумму, страховое возмещение не выплачивается. Если размер ущерба больше данной суммы, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме, без вычетов (как в случае с безусловной франшизой).

В отеле

  • чек-ин — check-in — заселение в отель. В большинстве отелей это 14.00-15.00. Возможно более раннее заселение, если отель не полностью заполнен, и в нем есть подготовленные номера.
  • чек-аут — check-out — выезд/выписка из отеля, расчетный час. В отелях Турции и Египта — 12.00. К этому времени необходимо освободить номер, оплатить дополнительные услуги. Часто действие программы «Все включено» заканчивается также в 12.00 в день отъезда. Продление пребывания в отеле возможно за дополнительную плату. В отелях других стран расчетный час может быть и 10.00, и 11.00, и позже 12.00. Рекомендуем перед поездкой ознакомиться с Памяткой туриста по выбранной стране, где приведена информация о времени заселения и времени выезда.
  • ресепшн (ресепшен, рецепшн, рецепция) — reception — стойка администратора в отеле. Кроме оформления вселения-выселения, на ресепшн возможно также заказать экскурсию, столик в ресторане, услуги спа-центра, няни, воспользоваться сейфом и т.д.
  • апгрейд — upgrade — предоставление гостю номера категорией выше, чем забронированный изначально (например, апгрейд стандартного номера до deluxe). Также может быть апгрейд места в самолете/поезде, апгрейд трансфера с группового до индивидуального, апгрейд пансиона и т.д. Многие отели предоставляют апгрейды бесплатно для всех или некоторых категорий гостей (например, молодоженов), список таких отелей можно посмотреть в разделе «Подарки«. Также возможен апгрейд номера или пансиона по приезде в отель за небольшую доплату — как правило, это бывает выгоднее, чем изначально бронировать номер более высокой категории.
  • standard room — стандартный номер в отеле, состоящий из спальни и совмещенного санузла.
  • suite (свит) — номер, состоящий из нескольких комнат.
  • вилла, бунгало, шале — villa, bungalow, chalet — виды коттеджей.
  • патио — patio — внутренний дворик в испано-мавританской архитектуре.
  • sea view (часто не переводится) — вид на море.
  • twin bed — две одинаковые кровати, обычно в номере standard или family. Могут быть сдвинуты или разделены тумбочкой.
  • french bed — двуспальная кровать («французская»), по европейским стандартам 140-160 см в ширину.
  • king-size bed — трехспальная кровать (180-200 см в ширину). Иногда кровать 160-180 см в ширину называется queen size.
  • батлер — butler — дворецкий (в отелях и номерах категории VIP).
  • room service (обычно не переводится) — доставка в номер. Как правило, производится за дополнительную плату.
  • turn down service — подготовка кровати ко сну (дополнительная услуга в номерах категории VIP).
  • baby cotcrib (часто не переводится) — детская кроватка в номер, по запросу, иногда платно.
  • extra bed — дополнительная кровать в номер, например, третья при наличии twin bed. Как правило, не полноценная кровать, а раскладушка или кушетка.
  • индивидуальный кондиционер — режим и время работы устанавливается туристом по желанию, обычно с помощью пульта дистанционного управления.
  • центральный кондиционер — управляется централизованно, время работы устанавливается администрацией отеля в зависимости от погоды, времени года и т.д. Как правило, турист может включить-выключить центральный кондиционер, а также установить нужную температуру с помощью пульта управления на стене, но иногда встречаются конструкции без возможности индивидуальной настройки.
  • а ля карт — a la carte — дополнительный ресторан (или рестораны) в отеле со специализированной кухней — например, итальянский a la carte ресторан, турецкий, мексиканский, барбекю, рыбный и т.д. В отличие от главного ресторана, обычно открыт только на ужины и не каждый день. Шведского стола в таких ресторанах нет, выбор блюд предоставляется по меню (à la carte в переводе с французского и есть «по меню»). Для гостей с пансионом AI часто есть возможность бесплатного посещения 1-2 ресторанов a la carte в неделю, по предварительной записи.
  • детское меню в ресторане — уголок шведского стола для детей 2-12 лет с более диетическими блюдами: отварными, а не жареными, без добавления острых приправ, соусов и т.д. Часто стол с детским меню делается более низким, чтобы дети могли сами накладывать себе еду. Ассортимент детского меню обычно меньше, чем шведского стола для взрослых. Детское меню не предназначено для грудных детей и не предполагает наличия детского питания.
  • baby corner в ресторане — специально отведенный стол в главном ресторане для нужд грудных детей, где можно подогреть бутылочку с молочной смесью или детское питание, сделать пюре в блендере и т.д. В некоторых отелях, ориентированных на отдых с детьми, в baby corner бывает доступно баночное детское питание и каши. Подробнее о возможностях отелей разных стран для малышей от 8 месяцев до 3 лет можно узнать в разделе «Отдых с детьми».
  • Garni (обычно hotel garni или garni hotel) — отель, в котором отсутствует ресторан и другие предприятия питания. Как правило, гостям предлагается только ночлег, а завтрак не предусмотрен. Могут быть различных категорий, вплоть до 4*; как правило, цены в них ниже, чем в обычных отелях. Широко представлены в Европе, особенно на горнолыжных курортах. От французского слова garni (дом с меблированными комнатами).
  • Рэк-рейт — rack rate — «цены с полки» — официальные цены на размещение в отеле, без скидок (сезонных, корпоративных и т.д.). Обычно вывешены на рецепции. Как правило, значительно отличаются от контрактных цен туроператора.
  • Rent-a-car — прокат автомобилей. Встречается также rent-a-bike (прокат велосипедов) и др.